городского округа "город Избербаш"

Администрация

Горячая линия: (87245) 2-70-89

// ikonka tvitera

Исламские богословы против экстремизма и терроризма

№ 3 (37), июль 2020 г.

«НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА»

Ведомственная газета Министерства по национальной

политике и делам религий Республики Дагестан 

Исламские богословы против экстремизма и терроризма 

Терроризм сегодня представляет первостепенную угрозу для всего человечества. Он представляет собой разветвленную, хорошо отлаженную мировую систему, обладающую огром­ными материальными, финансовыми и людскими ресурса­ми. Располагая новейшими вооружениями и технологиями, терроризм в условиях его интернационализации и глобали­зации способен кардинальным образом подорвать стабиль­ность в том или ином регионе мира. 

изображение 1Терроризм многолик, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, в том числе религией ислам. Ряд экстремистских организаций и групп открыто действует под исламскими лозунгами. Влияние руководителей и вдохновителей экстремистов во многом определяется тем, что они выдают себя за последователей истинного ислама и борцов за воплощение его идеалов в жизнь. В этих условиях в мире формируется искаженное представление об исламе как о религии агрессивной, оправдывающей экстремизм и насилие. Причем определенные круги умело используют складывающуюся ситуацию для дискредитации ислама, распространения недоверия к ее последователям, разделения и противопоставления людей по религиозному, цивилизационному признаку.

Экстремизм и терроризм в корне не совместимы с моральными установками исламской и других авраамических религий.

Что говорят по этому поводу мусульманские богословы?

Они утверждают, что насилие, экстремизм, террор не совместимы с основами и установками исламской религии.

Ведущие богословы России и исламского мира не раз выражали свое несогласие и осуждение тем, что экстремизм и терроризм исходит из ислама. В связи с этим использование миролюбивого потенциала ислама, необходимость проведения разъяснительной работы среди населения, разоблачающей идейные посылки радикалов, не только не уменьшается, но и возрастает с каждым днем.

Осознав возрастающую опасность терроризма для исламского мира и человечества в целом, мусульманские богословы в последние десятилетия активнее стали консолидировать свои усилия в противодействии экстремизму и терроризму.

Так, в частности, в ноябре 2004 года в столице Иордании г.Амман был проведен первый форум мусульманских богословов мира, по итогам которого было принято так называемое „Амманское послание”, подготовленное от имени короля Иордании Абдаллы II Бен Аль-Хусейна.

Форум сделал заявление, что экстремизм и религия несовместимы. В нем говорится: „Тот, кто верит в Бога, не может быть экстремистом и террористом. „Ислам - это ежедневная борьба за духовность, нравственность, мир и спокойствие, против экстремизма, радикализма и фанатизма, которые поощряют нерегулируемые порывы вне религиозных, идейных и моральных рамок, - говорится в послании. Подобные явления не имеют ничего общего с характерными чертами всегда толерантного и открытого душой мусульманина. Ислам отвергает их, как это делают и другие монотеистические религии, считая их ненормальными и видя в них разновидность распутства.

Идеи „Амманского послания” получили развитие в итоговом документе Международной исламской конференции, состоявшейся в июле 2005 г. в Аммане (Иордания) „Ведущие улемы исламского мира об обвинении в неверии и единстве мусульман”. В итоговом документе конференции подчеркнуто: „Обладание знаниями об исламских течениях предполагает необходимость придерживаться фундаментальной методологии богословия. Никто не имеет права выносить решения по религиозным вопросам, не разбираясь в специфике каждого из направлений ислама. Никому не дозволено заниматься самостоятельной богословской деятельностью в том или ином направлении, не имея соответствующей подготовки, или провозглашать возникновение нового течения, а также издавать фетвы, которые выводили бы мусульман за пределы установленных шариатом правил и принципов вероучения”.

В Послании Всемирного саммита религиозных лидеров, прошедшего в Москве 3-5 июля 2006 г. и собравшего глав и посланцев христианских, мусульманских, иудейских, буддистских, индуистских и синтоистских общин из 49 стран мира, говорилось: „Мы осуждаем терроризм и экстремизм в любой форме, а также попытки их религиозного оправдания. Считаем своим долгом противостоять вражде на политической, национальной и религиозной почве. Мы сожалеем о деятельности псевдорелигиозных групп и движений, разрушающих свободу и здоровье людей, а также нравственный климат в обществе. Использование религии как средства разжигания ненависти или как предлога для преступлений против личности, морали, человечества – это один из главных вызовов современности”.

Прошедшая в июле 2008 года в Москве международная конференция „Ислам победит терроризм”, на которую собрались мусульманские лидеры мира, также внесла свой вклад в борьбу с риторикой политического экстремизма. Среди наиболее важных положений совместной резолюции зафиксировано, что покушение на жизнь и достоинство человека считается тяжким грехом, и убийцы невиновных людей не могут считаться шахидами. Кроме того, признано необходимым осудить „вдохновителей и спонсоров терроризма, использующих ситуацию для осуществления собственных политических и экономических целей”.

Большой вклад в противодействие идеологии экстремизма и терроризма внесли итоговые документы, принятые в последующих мусульманских форумах - в г.Москве (2012 г.), в котором была принята „Московская богословская декларация”, в г.Махачкале с участием богословов Всемирного союза мусульманских ученых (2013 г.) „Российские мусульмане: права и обязанности”, г.Грозном, в Ингушетии и т.д.

Ислам, которому всегда были присущи умеренность, терпимость и способность к позитивному взаимодействию с другими культурами, экстремисты пытаются радикализировать, противопоставить всему остальному миру, разрушая тем самым не только межконфессиональный мир, но и внутреннее единство исламского мира.

По мнению исламских богословов, прямым значением слова „джихад” является „усердие, старание”. Согласно вероучению ислама, выражение „вести джихад” означает „усердствовать, прилагать старания”. Пророк Мухаммад (с.а.с) разъяснил верующим, что „самый великий джихад – это джихад, который человек ведет с собственным естеством, с собственнымы недостатками”. Под словом „естество” подразумеваются низменные, эгоистичные страсти, алчность и другие отрицательные качества характера человека. Джихадом является и идейная борьба за установление справедливости, мира и равноправия, против тех, кто вершит несправедливость к людям, угнетает их, подвергает насилию и жестокости, нарушает законные права человека. Джихад исключает любое насилие не только по отношению к мусульманам, но и по отношению к немусульманам, о чем прямо говорится в Коране: „Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшим способом” (смысл: Сура „Пчелы”, 125).

Мишенью экстремистов и террористов всегда становятся мирные граждане, которые никоим образом не угрожают исламу, а выдвигаемые террористами требования не имеют к этой религии никакого отношения. Даже если террористы искренне убеждены, что воюют за ислам, оказывается, что они являются первыми нарушителями шариата, который категорически запрещает убивать женщин и детей, а тем более стариков, священнослужителей и вообще всех невоеннообязанных.

В Коране недвусмысленно говорится о предпочтении мира над насилием: „Если неверующие склонны к миру, то и ты, Мухаммад, склоняйся к миру”(смысл: Сура „Добыча”, 61).

Согласно морали Корана, мусульманин ответственен перед Всевышним Господом за каждый свой шаг, он обязан проявлять справедливость и милосердие, нести добро всем людям, независимо от того, мусульмане они или нет, оберегать и защищать немощных и безвинных людей, останавливать других от совершения „бесчестия на земле”. Бесчестием же являются все деяния, которые несут угрозу миру, благополучию и безопасности людей, все проявления анархии и террора. Ведь сообщается мусульманам в Коране, „...Аллах не любит нечестия”. (смысл: Сура „Корова”; 205)

Убийство ни в чем не повинного человека является величайшим из бесчестий и великим грехом. Всевышний Аллах предупреждает верующих в Коране: „Тот, кто убьет живую душу не за душу, и не за нечесть на земле, тот как бы всех людей погубит. А кто оживит ее [не допустив ее убийства], тот как бы оживит всех людей ...” (смысл: Сура „Трапеза”, 32)

Ответственность лежит не только на непосредственных исполнителях. По исламским нормам коллективную ответственность за акты террора должны нести все причастные к ним лица. Согласно шариату, политические лидеры, непосредственные командиры не могут снять с себя ответственность за творимое преступниками зло.

Коран запрещает и самоубийство. По поводу того, что некоторые люди совершают акты самоубийства, привязывая к себе взрывчатые вещества и затем, приближаясь к неверующим, взрываются среди них, то это — явное самоубийство, - считают исламские ученые. Кто бы ни совершил самоубийство, он рассматривается шариатом вечно пребывающим в огне, как это упоминается в достоверном хадисе Пророка Мухаммада (с.а.с), переданном аль-Бухари и Муслимом: „И кто бы ни убил себя железным оружием, тогда железное оружие останется в его руке, и он непрерывно будет наносить им удар себе в живот в огне ада, вечно”.

Самоубийство, равно как и убийство других людей, в корне противоречит исламу. Всевышний Аллах открыто запретил самоубийство „…И не убивайте самих себя…” (смысл: Сура „Женщины”, 29). Убийство человеком самого себя, – какова бы ни была причина – запрещено в исламе. Самоубийство и, следовательно, террористы-самоубийцы, уносящие за собой жизни тысяч невинных людей, в корне противоречат моральным принципам Ислама. Поэтому человек, утверждающий о своей вере в Аллаха и следовании повелениям Корана, не может совершить подобного деяния.

Все формы насилия в корне противоречат вероучению Ислама. Всевышний Аллах повелел людям не преступать пределов дозволенного Господом и не злодействовать на земле, запретил несправедливость, насилие, убийства и кровопролитие. Более того, мусульмане несут ответственность перед Господом за упреждение других людей от совершения преступлений. Долг каждого верующего человека делать все для недопущения „нечестия на земле”, нести миру благо и доверие. „...Ешьте и пейте из удела, дарованного Аллахом! И не творите зла на земле, распространяя нечестие”. (смысл: Сура „Корова”, 60). Тех же, кто не повинуется повелению Аллаха и встал на путь отрицания Божественной Воли, Коран называет „следующими по стопам сатаны”.

Те, кто полагает, что смогут добиться успеха в мирской жизни, убивая и унижая невинных людей, пребывают в величайшем заблуждении. Всевышний Аллах запретил любое бесчестие на земле и проклял всех, кто вступил на путь зла. В Коране сказано: „…Ведь Аллах не сопутствует делам тех, которые творят бесчестие” (смысл: Сура „Йунус”; 81)

Критериями оценки искренности веры каждого человека являются только лишь его деяния. Если кто-либо, прикрываясь именем Аллаха, „распространяет на земле нечестие, а не творит порядок”, то перед вами лицемеры и цель их отнюдь не в служении Всевышнему. Невозможно даже предположить, чтобы человек, осознавший истинные моральные принципы ислама, предавший себя воле Господа, испытывающий страх перед карой Всевышнего, мог бы стать сторонником жестокости и несправедливого применения силы или участвовать в каких-либо богопротивных деяниях. … Каждый, кто осознал и принял для себя нравственные заповеди Корана, никогда не поддержит тех, кто ставит своей целью сеять хаос, вражду и ненависть в сердцах людей, приносить миру страдания.

Следовательно, террор и вера – понятия в корне противостоящие друг другу. Всевышний Аллах в Коране повелевает творить мир и справедливость, нести добро и стремиться к согласию меж людьми. Терроризм преследует своей целью насилие, убийства, войны, страдание и угнетение людей. Все это в Коране отмечено как величайшее бесчестие. Поэтому террористы, рядящиеся в одеяния „служителей веры”, вдвойне преступают границы дозволенного Аллахом, ибо совершают насилие и кровопролитие, используя при этом имя Господа и вводя людей в заблуждение. О подобном поведении и действиях людей в Коране отмечается следующее: „А когда им говорят: „Не распространяйте нечестия на земле!” – они говорят: „Мы – только творящие благое”. Знайте же, они, истинно, распространяющие нечестие, но не разумеют они этого” (смысл: Сура „Корова”, 11-12).

Ислам запрещает распространение нечестия на земле и проклинает тех, кто преступает повеления Аллаха: „А те, которые нарушают завет с Аллахом после того, как обещали верность и разрывают то, чему повелел Аллах быть соединенным, и распространяют нечестие на земле, для тех – проклятие и для них воздаяние – обитель зла!” (смысл: Сура „Гром”, 25)

Идеологи экстремизма объявляют неверующими всех, кто не с ними и не соглашается с их взглядами, а также и тех, кто согласен с ними, но не вступает в их общество и не присягает их предводителю. Те же, кто принял их взгляды и вступил в их общество, присягнув имаму, а впоследствии по каким-либо причинам вышел из общества, объявляются ими вероотступниками, которых разрешается убивать.

Мусульманские богословы не приемлют такого подхода. Обвинение человека в неверии — опасный поступок, влекущий за собой очень серьезные юридические, социальные, финансовые, ритуальные и политические последствия. Так, если такой человек умрет, то за него не читается заупокойная молитва и его не хоронят на мусульманском кладбище.

Поэтому Пророк (а.с.с.) жестко предостерегал от обвинения в неверии. В достоверном хадисе говорится: „Если кто-то обратился к своему брату со словами: „Эй, неверующий!”, то сам является таковым”. То есть, если обвиняемый в неверии не является таковым, то обвинение падет на самого обвинителя, и неверующим будет уже он сам. Существует достоверный хадис, переданный Усамой ибн Зайдом: „Кто сказал: „Нет бога, кроме Аллаха” - вошел в ислам, и его кровь, и его имущество неприкосновенны”. Даже если человек произнес эти слова из страха перед смертью, то его отчет перед Аллахом, а остальные должны судить по фактам.

Ислам защищает свободу мысли и жизни людей, запрещает верующим допускать дурные высказывания, любую клевету и даже недобрые мысли по отношению к другому человеку, повелевает останавливать конфликты и вражду, разногласия между людьми. Ислам запрещает все проявления как физического насилия или жестокости, так и малейшего идеологического давление на людей. Всевышний в Коране указывает: „Нет принуждения в вере. Поистине, ведь уже ясно различима истина от заблуждения…” (смысл: Сура „Корова”, 256)

Аллах обращается к Своему посланнику Мухаммаду (с.а.с): „Теперь ты напоминай, ведь ты – только увещеватель напоминающий! Ты не можешь принудить их …” (смысл: Сура „Покрывающее”, 21-22)

Принуждение людей к вере противоречит сути и духу ислама. Ибо искренняя вера, согласно положениям ислама, возможна лишь по доброй воле и зову совести. Истинный мусульманин никогда не должен прибегать к принуждению, не может оказывать на людей материального или морального давления.

Следовательно, модель общества, в котором люди принуждаются к соблюдению предписаний веры, в корне противоречит исламу. Если та или иная общественная система будет принуждать людей к вере и соблюдению религиозных предписаний, то набожность людей будет мотивироваться лишь страхом перед системой. В этом мире каждый ответственен перед Всевышним за проявление уважения, терпимости, прощения и справедливости, любви и милосердия ко всем людям, независимо от их религиозной принадлежности.изображение 2

Радикализм ни в коем виде не соответствует образу мысли и нравственным законам жизни мусульманина. Отличительная особенность радикализма – „бескомпромиссная, жесткая позиция”. Этот стиль поведения явно прослеживается в речах, текстах и демонстрациях всех радикальных сил. Между тем, гнев и жестокость – черты характера, запрещенные Всевышним для мусульман. Описывая душевные качества мусульман, Аллах повелевает так: „…Они, которые жертвуют [милостыню] и в радости и в горе, сдерживают свой гнев и прощают людям [причиненное зло]. Поистине, Аллах любит творящих добро!” (смысл: Сура „Семейство Имрана”, 3:134).

Описывая душевные качества, которыми должны обладать истинно верующие, Аллах повелевает людям мягкосердечность, доброту, стремление избегать любых столкновений и конфликтных ситуаций, относиться с добром даже к тем, кто выступает с враждебными деяниями.

Коран содержит много примеров, указывающих мусульманам богоугодный образ поведения и обращения с людьми, даже если сердца тех людей исполнены злобой и ненавистью. Один из аятов, описывающий поведение Пророка Мухаммада (с.а.с), гласит: „По милости Аллаха ты относился к ним с мягкостью; а если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, то они бы рассеялись, уйдя от тебя…” (смысл: Сура „Семейство Имрана”, 159)

Все мусульманские богословы, придерживающиеся традиционного толкования шариата, соглашаются с тем, что мусульмане обязаны перед Господом категорически избегать любого проявления жесткости, чувства гнева и конфликтных отношений, идущих вразрез с духом и сутью Священного Корана, в любой ситуации следовать благожелательной, миролюбивой и взвешенной позиции, которая предписана Всевышним Аллахом. Призыв людей к вере и борьба с идеологиями, чуждыми исламу, могут проводиться только в строгом следовании методам, дозволенным Господом. Аллах ясно сообщает верующим, каким должно быть отношение мусульман с другими людьми: „Зови к пути Господа с мудростью и добрым увещеванием и борись с ними самым благим путем! Поистине, Господь твой лучше знает тех, кто сбился с его пути, и Он лучше знает обретших прямой путь!” (смысл: Сура „Пчелы”,125)

ПОИСК ПО САЙТУ...

Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Яндекс.Метрика

 

Перевести сайт

.