ПРИРОДООХРАННЫЙ ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ
В соответствии с положениями статей 1 и 51 Лесного Кодекса Российской Федерации одним из основных принципов лесного законодательства является сохранение лесов, в том числе посредством их охраны и защиты. Леса подлежат охране от пожаров путем выполнения мер пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с п.п. 10, 11 указанных Правил, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других горючих материалов (веществ и материалов, способных самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления) на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.
Аналогичные требования содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479.
За нарушение правил пожарной безопасности в лесах предусмотрена административная и уголовная ответственность:
- за уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ)
– в виде штрафа, обязательных, исправительных и принудительных работ, лишения свободы;
- за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32 КоАП РФ) – в виде предупреждения или административного штрафа;
- за нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ)
– в виде предупреждения, административного штрафа или приостановления деятельности.
УСТАНОВЛЕНЫ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В 2022 ГОДУ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА), МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Установлены особенности осуществления в 2022 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 предписано, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением отдельных объектов в рамках санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), пожарного надзора, надзора в области промышленной безопасности, а также государственного ветеринарного контроля (надзора) в отношении деятельности по содержанию, разведению и убою свиней.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия возможны исключительно по согласованию с органами прокуратуры, кроме случаев причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса.
Разрешено проводить проверки по поручениям Президента Российской Федерации, Председателя и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятым после 10.03.2022, а также по требованию прокурора.
В отношении контрольных (надзорных) мероприятий, дата которых наступает после 10.03.2022 и проведение которых не допускается, органом контроля (надзора) должно быть принято решение об их отмене.
Не законченные проверки подлежат завершению не позднее 17.03.2022. Предписание по результатам таких мероприятий может быть выдано лишь об устранении нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
Срок исполнения ранее выданных предписаний продлевается автоматически на 90 календарных дней. Контролируемое лицо вправе направить ходатайство о дополнительном продлении срока, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней.
Дела об административных правонарушениях могут быть возбуждены исключительно по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности.
Допускается проведение мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, которые проводятся только с согласия контролируемых лиц либо по их инициативе и по результатам которых не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований, предъявляться требования представления сведений и документов.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Федеральным законом от 30.12.2021 № 440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
С 01.01.2022 года во все три кодекса внесены изменения касающееся объема сведений, необходимых для указания в исковых заявлениях в арбитражном и гражданском процессе, порядка получения судебных извещений, формата проведения судебных заседаний.
Так, в арбитражном процессе истцы-юридические лица должны дополнительно указывать свой ИНН, а физические лица - один из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер паспорта, водительского удостоверения или свидетельства на транспортное средство).
В гражданском процессе истцы-физические лица должны дополнительно указывать дату и место рождения, а также один из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер паспорта, водительского удостоверения или свидетельства на транспортное средство). Истцы- организации должны дополнительно указывать ИНН и ОГРН. Если иск подписан представителем, то нужно привести также один из его идентификаторов (из числа предусмотренных для истцов-физлиц).
В арбитражном процессе электронные судебные извещения направляются через Госуслуги или систему электронного документооборота между госорганами. Чтобы получать извещения через Госуслуги, участник процесса должен дать согласие на этом же портале.
В гражданском процессе электронные судебные извещения и судебные акты направляются через Госуслуги или систему электронного документооборота между госорганами. На то, чтобы получать извещения через Госуслуги, участник процесса должен дать согласие на этом же портале.
Приведен исчерпывающий перечень случаев, когда извещение считается полученным: его вручили уполномоченному лицу филиала и представительства; его вручили представителю лица, участвующего в деле; есть доказательства доставки электронного судебного извещения.
В административном процессе участник процесса может согласиться на получение судебных извещений через портал госуслуг. В этом случае моментом извещения будет считаться момент доставки документа на портале. Исключение - этот же участник ходатайствовал, чтобы извещения ему направляли и на бумаге.
Кроме этого, во все три процессуальных кодекса с 1 января 2022г. включаются нормы:
- о возможности подать, иск через Госуслуги, систему электронного документооборота между госорганами, информационную систему, которую определит ВС РФ и судебный департамент при нем;
- направлении электронных решений суда через Госуслуги, а также систему электронного документооборота между госорганами;
- проведении судебных заседаний и получении объяснений в режиме веб-конференции.
Для участия в веб-конференции нужно заявить ходатайство. В административном деле суд может привлечь лицо к участию в деле через веб-конференцию по своей инициативе.
Об участии лица в заседании через веб-конференцию суд вынесет определение, в котором укажет время проведения заседания. Участникам процесса заблаговременно направят информацию, которая нужна для участия в заседании.
Участники веб-конференции могут подавать заявления, ходатайства и иные документы в электронном виде.
Дербентский межрайонный
природоохранный прокурор М.С. Лихачев
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
Порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды (экологической информации)
Федеральным законом от 09.03.2021 № 39-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что информация о состоянии окружающей среды является общедоступной, к ней не может быть ограничен доступ, если только такая информация не отнесена законодательством РФ к государственной тайне.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, которые обладают информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией), или уполномоченные ими организации размещают на официальных сайтах в сети "Интернет" или с помощью государственных и муниципальных информационных систем информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию) в форме открытых данных, содержащую в том числе сведения (сообщения, данные):
- о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв;
- о радиационной обстановке;
- о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
- об обращении с отходами производства и потребления;
- о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Правила размещения «и обновления информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) утверждаются Правительством РФ.
Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) предоставляется на безвозмездной основе, если иное не установлено Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Корреспондирующие изменения, касающиеся порядка предоставления информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) внесены также в Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», в Федеральные законы от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
И. о. прокурора советник юстиции М.С. Лихачев
Информация
Информация об изменениях, внесённых в Лесной кодекс Российской Федерации.
Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 80 и 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации».
Согласно закону федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений, исключает из него информацию, касающуюся указанных арендаторов и покупателей, по истечении двух лет с даты включения такой информации в названный реестр или по решению суда.
Кроме того, законом признаётся утратившей силу правовая норма о том, что аукционы на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений не проводятся в электронной форме в случае заключения договоров купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства в целях заготовки древесины в лесничествах, расположенных на землях лесного фонда.
Изменения вступили в силу с 09.03.2021 года